Архитектурное бюро «Вудман и партнеры»
или Рай, который построил Я
/ Нестор Энгельке

Нестор Энгельке

Архитектурное бюро «Вудман и партнеры»
или Рай, который построил Я

16 марта - 20 апреля 2019 г.


Профессор Вудман и его бюро представляют этой выставкой свою самую значительную работу за все годы существования бюро. Проект под названием «Рай» - главное произведение Вудманов, прекрасная и недостижимая цель, идеальная архитектурная форма, чистый знак, повисший в воздухе пустого пространства типовой архитектурной постройки. Идеальное место, в котором конструкция больше не нужна – она растворена в пространстве над небольшой горсткой щепок рядом с деревянной пальмой. Это «Баунти-рай», абсолютно искусственная декорация, лишь указывающая на наличие места, где профессор наконец сможет скрыться и придаться созерцанию, сидя на щепках песка – единственном материальном напоминании о случавшемся активном действии, «ударе топора» как материализованной семантической связи «действие-последствие».  Это место, где профессору больше не нужно гнаться за навязанной целью, соответствовать ожиданиям, доказывать теорему, которая и так приведет все к нулю.

Архитектурная конструкция как архитектурный знак окончательно потеряла жесткую надземную форму – остались только корни, проросшие где-то в родовом гнезде, профессорской даче Вудменов как утерянном идеале, куда наш герой изо всех сил стремится вернуться. В отличие от предыдущих проектов Вудмана, здесь мы дышим и наслаждаемся сложной свободой эфемерной конструкции, фантазией или неизвестно откуда взявшимися воспоминаниями о том самом месте: пляже, где профессору не нужны ни спутницы, ни какое-либо общество в целом, ни активное действие – единственное признанное доказательство вовлеченности в жизнь «реальную». 

«В середине поля различима небольшая возвышенность, неровность поверхности…», – писали классики. Возможно, профессор слышит в отголосках памяти шуршание страниц и стук пишущей машинки. Он создает эту возвышенность из щепок – символический ландшафт из обломков мечты о «конструктивном» (создании жесткой стройной конструкции). Профессор садится на эту возвышенность, устремляя взгляд в одну точку. Он неподвижен. Архитектура растворяется в воспоминаниях, становясь скульптурой как «пространством отсутствия места, полной его утраты, бездомности». Но пространство это вновь оживает, наполняется размеренным дыханием живой скульптуры – собственно профессора. Цепочка замыкается, все кружится в водовороте временных петель, воспоминаний о будущем и изобретений прошлого».

Хранители архива архитектурного бюро «Вудмен и Партнеры»

Александр и Елизавета Цикаришвили