Банда симулянтов / ДЖЕЙ 10 / Александр Дашевский

Александр Дашевский

Банда симулянтов / ДЖЕЙ 10

26 апреля - 13 июля 2019 г.


Галерея Anna Nova представляет новую персональную выставку Александра Дашевского, приуроченную к десятилетнему юбилею сотрудничества художника и галереи. Экспозиция построена Александром как ироничный байопик о собственной художественной практике. Проект «Банда симулянтов», следующий за сериями «Частичные утраты» (2013) и «Павшие и выпавшие» (2016), по замыслу автора, должен стать третьим эпизодом остросюжетной истории, посвященной мутациям классического картинного формата, произошедших в результате деятельности художника.

Еще не дышит / Уже шевелится

Название выставки Александра Дашевского «Банда симулянтов» выскочило из «Похождений бравого солдата Швейка». Один эпизод  из романа Гашека подходит для начала истории.  Однажды незадачливый шпион пытался втереться в доверие к Швейку и скупал у него собак.  Псы слопали хозяина. Узнав позднее об этом трагическом происшествии, Швейк прокомментировал: «Трудно сказать, удастся ли собрать его кости, когда ему придется предстать на Страшном суде».

Из всех символических «смертей» в интеллектуальной истории XX века, «смерть живописи» была интерпретирована наиболее буквально. Дюшан действительно перестал делать картины. Многие критики позже объявляли ее «обреченным жанром», разбирая по косточкам все ее «грехи». Не транслирует ли она политически-консервативную повестку? Не способствует ли ее миметическая природа расхолаживанию зрителя, приучая его к пассивному созерцанию, наслаждению завораживающими подобиями? Не слишком ли легко она вписывается в интерьер, потакая вкусам коллекционеров? Поданные в плакатной форме, такие вопросы могут вызывать усмешку или раздражение. Тем не менее, каждый, кому дорог этот способ занятия искусством, использует их, чтобы выкристаллизовать свое понимание живописи. Александр Дашевский решил, что буквальной смерти живописи можно противопоставить буквальное ее воскрешение в новых форматах картины. Для предыдущих проектов, выставок «Частичные утраты» (2013), «Павшие и выпавшие» (2016), он придумывает подрамники неправильных форм, освобождая фигуры от фона, разбивает изображение на фрагменты, подразумевая что они, как живые существа, могут разрастаться, менять конфигурацию, или приставляет к работе написанную красками тень, так чтобы принципы мимезиса спорили с законами физики. Проект «Банда симулянтов»  задуман Дашевским как последняя часть трилогии, продолжающая его славный, вызывающе жизнерадостный, заведомо обреченный на провал поход за «освобождением фигуративной живописи». Освобождением от чего? Выставка – ироничный байопик, посвященный художественной практике автора, кажется, и есть ответ на этот вопрос.

«Sie sind ein Simulant!» («Вы симулянт!», – нем.) – этим званием австрийский врач, персонаж «Похождений Швейка», готов одарить каждого чешского солдата, пытающегося уйти от военной службы.  Отсутствие ребер, остановка сердца – не более чем  саботаж.  Главный герой выставки – ковбой – многократный симулянт:  живописная копия придуманного Дашевским персонажа вестерна,  альтер-эго художника, подобие хардпостера для кинотеатра.  В первом зале он замер с пистолетом наготове. Подпись  «Quick Draw» – название состязания в стрельбе на скорость. Целится он тоже в картину, работу,  в которой автор попытался собрать ключевые для разных его проектов  живописные приемы. Ковбой –  такой же американец как Джексон Поллок. «Quick Draw» –  ироничное указание на физиологичность, аутоэротичность живописи, а также на долгую историю ее побед и статуса «занятия для мужчин» – краткая формула ее неудобного прошлого.  В то же время,  «быстрый рисунок»  –  это и способ «освобождения». Чтобы картина могла, оторвавшись от стены, стать полноценным симулянтом, заместителем главного героя, Дашевский разработал трудоемкую технологию. Подрамник изготавливается точно по контурам его наброска, затем сложная форма обтягивается холстом, что дается нелегко из-за перехлестов ткани и заплат, в результате работы начинают напоминать мумий. Этот жест кажется вполне самодостаточным. Нанесение собственно живописи на эти формы, работа с драматичными свето-тенями, игра противопоставления грубой сухой кисти и  прописанных  деталей, использование разных паст и аэрографа – настойчиво избыточные действия. Может ковбои и живописцы прошлого вымерли, но собрать из их костей живых мертвецов – занятие достойное буквалисткого «идиотизма» Швейка.

Сюжет байопика о симулянте Quick Draw, его банде, каждый зритель может выстроить на свой вкус. Для Александра Дашевского этот проект – не только возможность рассказать  про перипетии работы современного живописца, но и попытка соотнести сдержанные,  «серьезные», антинарративные произведения из своего же прошлого с происшествиями, которые учиняют его новые герои и новая живопись. Симуляцию ретроспективы поддерживают несколько искусственных критиков, фланеров, директоров, коллекционеров, простые зрители тоже заняли  свои места.

Анастасия Котылева

 

Дополнением к большому персональному проекту художника станет выставка «ДЖЕЙ 10» на третьем этаже галереи, где будут представлены графические работы Дашевского, созданные им специально для юбилейного выпуска журнала Booklet. Каждый номер журнала о современном искусстве, выпускаемом Anna Nova Gallery, создается в коллаборации с одним из художников галереи, и в этот раз он делался совместно с Александром. Тема десятого выпуска – J is for jokes, поэтому художник создал серию ироничных рисунков, остроумно комментирующих актуальные события из мира искусства. Оригиналы работ можно увидеть на выставке в пространстве Collectors’ Lounge. Вход на выставку «Джей 10» платный, билеты можно приобрести на TimePad по ссылке: https://anna-nova-gallery.timepad.ru/event/949434/