Anna Nova Gallery
Skip to main content
  • Menu
  • artists
  • exhibitions
  • fairs
  • store
  • About
  • contacts
  • RU
  • EN
Menu
  • RU
  • EN

live forget live forget: Andrey Kuzkin

Past exhibition
14 October - 10 December 2023
  • Overview
  • Installation Views
  • Works
  • Press
  • Curatorial statement

live forget live forget: Andrey Kuzkin

Past exhibition
14 October - 10 December 2023
  • Overview
  • Installation Views
  • Works
  • Press
  • Curatorial statement
live forget live forget, Andrey Kuzkin
Share
  • Facebook
  • X
  • Pinterest
  • Tumblr
  • Email
Андрей Кузькин: «говорить от первого лица»
 
Во фразе «Я еще жив», положенной Андреем Кузькиным в основу нескольких своих работ, значимо каждое из образующих ее трех слов. Наречие «еще» заостряет обращенность этого высказывания к актуальности настоящего момента и при этом несет в себе указание на его обреченность в этот же самый момент содержательно исчерпаться, что, впрочем, незамедлительно возвращает его в актуальность, чтобы вновь сделаться минувшим. Наряду с этим «еще», актуализируя момент настоящего, отрывает его от прошлого, чтобы, реализовавшись в текущем моменте, уйти в это прошлое, от которого вновь незамедлительно отслаивается настоящее. Следовательно, как таковое настоящее возможно только в том случае, если оно несет в себе другую темпоральность, или, иными словами, настоящее становится видимым, когда просматривается динамика его становления и исхода. Быть в современности — как настаивал Джорджо Агамбен — можно только в том случае, если смотришь на нее со стороны.
 
Понимание собственной актуальности как автора у Кузькина не означает слепого следования художественным и идейным трендам. С феноменом современности он работает опробованными художественными средствами (даже мотто «Я еще жив» было позаимствовано им из художественной классики ХХ века). Для него, в противоречии с модернистской эстетикой, быть в современности не предполагает создания нового языка — так как в этом случае высказывание является обращенным в будущее и лишается адекватности настоящему моменту. Адекватность же момегнту для Кузькина означает, что высказывание должно быть адресовано именно этому моменту, а не какому-либо из предыдущих, поскольку в этом случае оно больше не считывается как современное и, следовательно, перестает быть высказыванием. По этой же причине, отказываясь от безоглядной устремленности в будущее, он чурается и такой же безоглядной ретроспекции. Постмодернистская игра с языком искусства ему глубоко чужда.
 
Да, собственно, и не художественная современность интересует Андрея Кузькина, а его личное в современности присутствие. «Я» — причем не художника, а человека — есть и предмет, и средство его работы. Именно это имел он в виду, обронив, что «говорит от первого лица». Но чтобы «Я» явило себя в своей подлинности, надо избавиться от всех внешних определений и классификаций, которые выдают себя за его сокровенную суть. Надо отречься от своей социальной истории и статуса, от личных вещей и привычек, от всего, что есть не жизнь, а ее пассивные и инертные обстоятельства. Человек в этой перспективе обретает свободу воли, которая, чтобы не попасть вновь под контроль социальных детерминант, не должна выходить за пределы жестов указания на сам факт своего присутствия в жизни и, находясь в этих пределах, должна быть отдана непрестанному созиданию собственного «Я». «Человек — как настаивал Жан-Поль Сартр, — это будущее  человека». Именно такой логике и подчиняется проект «Я еще жив», как и вся поэтика Андрея Кузькина.
 
Принципиальным для Кузькина является и то, что живое присутствие в жизни предполагает укорененность в конкретности ее наличного бытия. Поэтому он не мыслит умозрительными абстракциями и не усматривает ценность мысли в ней самой. Мышление Кузькина узнает себя в том, что Бертольд Брехт называл «грубой мыслью» («Plumpes Denken») — в мысли, глубоко причастной правде жизни, народным устоям, в мысли перформативной, т.е. сращенной с действием. «Грубым» является и материал его созданных из хлебного мякиша экспрессивных скульптур — ведь хлеб субстанционален жизни, ведь лепка из мякиша суть народная практика, а вылепленный из этого материала объект значим не столько сам по себе, сколько означенным здесь является процесс его производства. И он, действительно, значим, так как, позаимствованная из практик российских тюрем, лепка из мякиша не принадлежит к искусству как автономной и высокой сфере. Напротив, такая практика, привнесенная в художественный контекст, профанирует его в том смысле, какой вкладывал в это понятие Джорджо Агамбен — искусство десакрализуется, выходит из сферы избранного культурного и рыночного потребления.
 
И, чтобы непреодоленная объектность этих работ, как и непреодоленность их институциональной репрезентации не вводила в заблуждение, Кузькин их повторно профанирует, используя прием, который вновь вызывает в памяти практику и теорию Брехта — «эффект отчуждения» («Verfremdungseffekt»). Как в «эпическом театре», действие в котором намеренно прерывалось, нарушая художественную условность театрального зрелища, так и у Кузькина: его скульптурные объекты могут экспонироваться вместе с документацией его акций. В одной из них он лепит мякишные фигурки вместе с заключенными красноярского СИЗО («Люди», 2011), а в другой он продает их в подземном переходе под Каширским шоссе «за цену, которую предложат сами покупатели» («И Чубайс», 2012). Отсюда инфраструктура искусства, гарантирующая работам художественный статус, оказывается не приоритетным, а лишь одним из возможных контекстов их бытования. Отчужденное, прошедшее через профанацию произведение возвращается в сферу человеческого пользования, возвращается в жизнь.
 
Так, подобно тому, как освобождает Кузькин свое Я от всего, что не есть жизнь, то же он проделывает и со своими работами. Ведь Я и его творение не могут пребывать в разных измерениях: автор для Кузькина неотделим от своего творчества. Именно это наделяет его правом говорить от имени жизни и, выйдя из замкнутого кружка посвященных, приобщиться к традиции паррезии — пришедшей к нам из древнегреческой полисной демократии, лишенной риторических ухищрений, идущей из народных толщь, прочувственно искренней, прямой и бесстрашной публичной речи. Эта речь, слетающая с острия актуальности, призвана напоминать, что настоящее и его несовершенства суть производное от прошлого с его ложью и страхом, как и призвана она мобилизовывать надеждой на лучшее будущее, которая есть единственное, что может служить оправданием «здесь-и-сейчас» («Дар забвения или Формула пустого мира», 2019).

 

Виктор Мизиано

Related artist

  • Andrey Kuzkin

    Andrey Kuzkin

Share
  • Facebook
  • X
  • Pinterest
  • Tumblr
  • Email
Back to exhibitions

Join our mailing list

Signup

* denotes required fields


CONTACT US

28 Zhukovskogo st., St. Petersburg, Russia, 191014

+7 (812) 275-97-62

info@annanova-gallery.ru

Telegram

VK

 

 

 

 

 

Youtube, opens in a new tab.
Join the mailing list
Send an email
Accessibility Policy
Manage cookies
Copyright © 2025 Anna Nova Gallery
Site by Artlogic


Manage cookies
Accept

Cookie preferences

Check the boxes for the cookie categories you allow our site to use

Cookie options
Required for the website to function and cannot be disabled.
Improve your experience on the website by storing choices you make about how it should function.
Allow us to collect anonymous usage data in order to improve the experience on our website.
Allow us to identify our visitors so that we can offer personalised, targeted marketing.
Save preferences
Previous
Next
Close