Anna Nova Gallery
Skip to main content
  • Menu
  • artists
  • exhibitions
  • fairs
  • store
  • About
  • contacts
  • RU
  • EN
Menu
  • RU
  • EN

Empty place: Maria Dmitrieva

Past exhibition
20 May - 11 June 2011
  • Overview
  • Installation Views
  • Curatorial statement

Empty place: Maria Dmitrieva

Past exhibition
20 May - 11 June 2011
  • Overview
  • Installation Views
  • Curatorial statement
Empty place, Maria Dmitrieva
Share
  • Facebook
  • X
  • Pinterest
  • Tumblr
  • Email

Что такое «пустое место»? Речь не сулит здесь ничего хорошего: на пустом месте можно поскользнуться, поссориться, потерять голову. Психоанализ объясняет пустое место как источник страха: мужского - кастрации, женского – бесплодия и утраты любви. Фрейд, определивший, следуя Ницше, женское-как-пустое par excellence, в данном случае близок и народному ругательному образу «прорвы», и профессиональному языку собачников. «Пустовкой» называется «сука без щенят в урочное время». Вопрос как сделать урочное время непустым и пресуществить, то есть сущностно преобразить, наделить творческой силой пустое место?

 

Марья Дмитриева, выстраивая в галерее Anna Nova инсталляцию как путешествие во сне, ищет ответ на этот вопрос в себе и вокруг. История начинается с трех вертикально закрепленных пустых белых постелей, обитатели которых, проведя неспокойные часы, теперь пребывают в каком-то другом пространстве. Художница позволяет ощутить, что же было в их снах, «экранизируя» собственный: лабиринт из оледенелых березовых стволов, снег, путь скользит вокруг одних и тех же осей, обставших зимнюю поляну – месторождение метафизического света, ниоткуда исходящего. Образы сна как ответы на вопросы жизни полны суггестии, но темны, как прорицания. Марья Дмитриева продолжает путешествие-разгадывание-себя через зал, в котором, как во дворе, развешаны полотнища простынь с текстами, написанными от руки. Простыни набухли буграми, будто охваченные морозом; тексты автобиографичны, но похожи на те сюрреалистические потусторонние шифровки, которые Орфей в фильме Жана Кокто принимал по волнам авторадио.

 

Полвека назад Роберт Раушенберг выставил вертикально как картину свою постель-ассамбляж, залитую красной краской – сцену убийства, по словам очевидцев; Анджей Вайда отправил своего героя-террориста Мачека погибать от огнестрела на завешанном бельем пустыре – новейшей версии минойского лабиринта. Это время второго приступа модернизма, жесткого выяснения отношений героя с жизнью, которая его больше не держит. Его сменил курортный отдых золотого постмодерна, когда считалось, что история вот-вот закончится, больше не будет ни событий, ни героев, что реальность – коллаж наслаивающихся друг на друга происшествий, следы свободных беспорядочных связей, как постель Трэйси Эмин. Розалинда Краусс, знаменитый историк искусства этого времени, переосмыслила с позиций постмодерной реальности опыт модернизма и предложила новое функциональное объяснение актуальной технике коллажа. По ее мнению, уже в произведениях Пикассо коллаж отнюдь не включает на полную громкость голос реального через шум газет и уличные свистки реклам; но наоборот устилает и глушит «землю» реального, делая достижение основы нереальным и саму реальность по-настоящему пустым местом.

 

Марья Дмитриева – художница следующего времени, когда все, столь поспешно проводившие историю, пустились в новый гон за событием, что придаст современности поворотный смысл. Коллаж множества смыслов без одного – последнего и главного - уже не чарует своим волшебством, как тридцать лет назад. Художница знает по себе эту перемену желания времени: коллаж для нее – техника практически скульптурной лепки образов и понятий. И в определенном отношении проход через коллаж – это техника форматирования себя в соприкосновении с фактурами слов, вещей, переживаний. Через тонкую поверхность коллажа можно провалиться, как сквозь наст, в рассыпчатую трясину безликого времени. Но можно, с легким дыханием, с точностью канатоходца, совершить на этой поверхности образ-танец, который сделает аморфное время идеальной запоминающейся фигурой. Именно к этому стремится Марья Дмитриева, создавшая в качестве своего первого экспозиционного произведения для филоновского конкурса «Новые проекты для галереи Anna Nova» цикл портретов друзей, тех, с кем ее связывают жизнь и творчество, - портретов-коллажей, в которых суть образа представляют говорящие фрагменты всевозможных изображений, уловленных на страницах глянцевых журналов. С первой попытки художнице удалось фантастически пересобрать глянец в незабываемые символические фигуры. Автопортрет она сложила как портрет белой королевы – из молока и снега тающих, едва различимых явлений. Следующий ход – пройти по инсталляции как по внутренним каналам воображения, расслаивая коллаж пустого места – слой за слоем, волна за волной, двигаясь к себе как к нулевому горизонту, дну, от которого можно оттолкнуться и вынырнуть на волнующуюся зыбь жизни.

 

Екатерина Андреева

Related artist

  • Marya Dmitrieva

    Marya Dmitrieva

Share
  • Facebook
  • X
  • Pinterest
  • Tumblr
  • Email
Back to exhibitions

Join our mailing list

Signup

* denotes required fields


CONTACT US

28 Zhukovskogo st., St. Petersburg, Russia, 191014

+7 (812) 275-97-62

info@annanova-gallery.ru

Telegram

VK

 

 

 

 

 

Youtube, opens in a new tab.
Join the mailing list
Send an email
Accessibility Policy
Manage cookies
Copyright © 2025 Anna Nova Gallery
Site by Artlogic


Manage cookies
Accept

Cookie preferences

Check the boxes for the cookie categories you allow our site to use

Cookie options
Required for the website to function and cannot be disabled.
Improve your experience on the website by storing choices you make about how it should function.
Allow us to collect anonymous usage data in order to improve the experience on our website.
Allow us to identify our visitors so that we can offer personalised, targeted marketing.
Save preferences
Previous
Next
Close