Anna Nova Gallery
Skip to main content
  • Menu
  • художники
  • выставки
  • ярмарки
  • store
  • О галерее
  • Контакты
  • RU
  • EN
Menu
  • RU
  • EN

«Это ловушка. Это место — нигде, и это навсегда»: Саша Кокачева

Прошедшие выставки exhibition
28 Марта - 18 Мая 2025
  • Overview
  • Фото экспозиции
  • Works
  • Публикации
  • Кураторский текст
«Это ловушка. Это место — нигде, и это навсегда», Саша Кокачева
Поделиться
  • Facebook
  • X
  • Pinterest
  • Tumblr
  • Email

 

«Летящая стрела на самом деле неподвижна, так как в каждый момент времени она покоится. А поскольку она покоится в каждый момент времени, то она покоится всегда» — так звучит парадокс знаменитого античного философа Зенона, апории которого до сих пор будоражат беспокойные умы. Как может что-то одновременно двигаться и стоять на месте? Как движение может никогда не начаться и никогда не закончиться одновременно?

 

Наша память — это лимб, и если бы она была местом, то местом лиминальным, или же, как писал этнограф Марк Оже о вокзалах, торговых центрах, аэропортах — не-местом. Оно по сути не имеет ауры и истории, ведь в нем никогда не задерживается живое — его пронизывают лишь постоянно текущие потоки людей. Примерно так же функционирует наше сознание — это неостановимая река образов, воспоминаний, надежд и желаний. Таким анахроническим не-местом будет и галерея: искусство и посетители в ней калейдоскопически сменяют друг друга, образуя лоскутные коллажи историй, которые запомнят лишь эти бренные стены. 

 

Представьте, как время и пространство схлопываются в призрачном танце: поверхности растворяются, минуты застывают, обнажая наше настоящее, то, что философ Мартин Хайдеггер бы назвал dasein или вот-бытие. Наша личность в этот момент — точка сосредоточения лиминального времени, двуликий Янус которого смотрит одновременно и в прошлое, и в будущее. Мы привыкли к тому, что стрела истории летит линейно и вперед — даже современная наука не способна объяснить природу времени, которое не может быть обращено вспять, в отличие от физического пространства, разворачивающегося по всем направлениям. Тем не менее, у живущих в Андах носителей языка аймара, будущее находится не впереди, а за спиной, ведь это то, что недоступно нашему взору. Кто знает, возможно и путешествия во времени — не фантастический сюжет, а дело ближайших научных открытий.

 

Если повернуть линейность времени вспять или смешать векторы его направления в хаотическом безумстве, становится возможной и ностальгия по будущему — парадоксальная тоска по тому, что должно было бы, но не случилось. Призраком становится не только прошлое, явленное в воспоминаниях, фрагментах запечатленных моментов, которые убила фотография. Будущее также эфемерно — это сладкий фантазм, желанный и тут же невозможный. Блуждание по коридорам памяти и надежд становится символической охотой за временем, поворачиванием стрелок часов вспять. Мы раскидываем сети ума, пытаясь ухватить эти привидения, а они вырываются из наших силков, как маленькие зверушки: прошлого уже нет, будущего еще нет, а миг — призрачное ничто, растворенное на сетчатке глаза. Наше внимание пронизывает пространство и время, пока современность столкнула их в бесконечном хаосе, породив, в терминах социолога Зигмунта Баумана, социальную и политическую ретротопию, которая точку своего устремления усматривает в прошлом. 

 

Там все знакомо, насыщено ностальгией: родные лица, памятные события, привычные формы, приевшиеся истины — однако в этих размытых образах проступает призрачная и омертвелая плоть ушедшего. Они написаны по архивным снимкам, но совершенно неконкретны, хонтологичны, вневременны и говорят о том, что прошлое — лишь нега забвения настоящего и будущего. Наша охота за временем, ностальгические воспоминания, мечты о грядущем, устроены как игра, исход которой всегда предрешен — мы сами оказываемся пойманными в эту ловушку безвременья.

 

Искусство, как писал художественный критик Гарольд Розенберг, убивает только мертвых. Меланхолия от утраты прошлого и будущего — тонкий камертон, позволяющий нам отличить новое от старого. В этой игре так много вопросов и непредсказуемости, что порой, кажется, невозможно вынести, ведь надежда — это тоже призрак: поймать его значит уверовать в невероятное, полюбить свою оголенную безысходность, в которой единственное, на что мы можем опереться, так это на то, что мы строим прямо сейчас. 

 

 «В ситуации, в которой ничего не может произойти, внезапно снова возможным становится все, что угодно» 

Марк Фишер
Анастасия Хаустова
 

Новая выставка Саши Кокачевой «Это ловушка. Это место — нигде, и это навсегда» продолжает хонтологические изыскания художницы, но пытается сменить направление нашего зрительского внимания с прошлого на будущее. Серия картин выполнена в характерной для Кокачевой манере — на коллажных холстах запечатлены лики прошлого, написанные углем, пастелью, баллончиками по старым архивным снимкам. Эти образы неконкретны и вневременны, что делает их смутно знакомыми — наверняка у каждого из нас найдутся в личном архиве похожие фотографии. Тем не менее, они очевидно призрачны и подчеркивают тем самым эфемерный характер прошлого.

Этой эфемерности противопоставляется жесткость стальных пластин, на которых проступает травление винтажных паттернов. Также жестки и стрелы, расположенные на стенах, которые словно пронизывают все пространство галереи. Их количество увеличивается по мере просмотра экспозиции, в какой-то момент и вовсе образуя хаотический рой, что ставит под вопрос привычные представления о линейности времени — как будто начинает менять свое направление сам вектор привычной нам истории. 

 

Большая люстра, которая как будто упала, пролетев через проницаемый пол между этажами — отсылка к британскому сериалу «Сапфир и Сталь» (1979), цитата из которого и послужила названием для выставки. Именно его в качестве иллюстрации использует философ Марк Фишер в эссе «Медленная отмена будущего», чтобы показать парадоксальный характер современной ностальгии не просто по прошлому, но не случившемуся будущему. По сути Фишер, описывая персонажей сериала, застрявших в лимбе «нигде и навсегда», говорит о лиминальном пространственно-временном континууме, в котором время одновременно застыло и течет. Примерно так, по его мнению, чувствует себя обитатель «капиталистического реализма» и ретроутопии, которого лишили будущего.

 

Констатируя вслед за Фишером анахронизм и безвременье современности, Кокачева обнаруживает политический потенциал ностальгии, усматривая в подобном смешении временных направлений возможности для эмансипаторной игры. Коль скоро возможно тасовать пространственно-временные регистры, почему бы не представить себя охотником за временем, блуждающим по дому с привидениями? Стрелы, таким образом, становятся и оружием, которое помогает поймать призраков прошлого и будущего, и лутом, который можно собирать и складывать в своеобразные архивы как трофей. Однако не является ли архив колумбарием, а мы — не охотниками, но жертвами этой жестокой игры, исход которой всегда предрешен: единственное, что может задержаться в наших руках — это настоящее, которое мы строим прямо сейчас.

 

Related artist

  • Саша Кокачева

    Саша Кокачева

Поделиться
  • Facebook
  • X
  • Pinterest
  • Tumblr
  • Email
Назад к выставкам

Join our mailing list

Signup

* denotes required fields


КОНТАКТЫ

ул. Жуковского д. 28, Санкт-Петербург, Россия, 191014

+7 (812) 275-97-62

Режим работы: 

Вт - вс: 12:00 - 20:00

info@annanova-gallery.ru

Telegram

VK

 

 

Youtube, opens in a new tab.
Подписаться на наши новости
Отправить email
Политика обеспечения доступа
Manage cookies
Copyright © 2025 Anna Nova Gallery
Site by Artlogic


Manage cookies
Accept

Cookie preferences

Check the boxes for the cookie categories you allow our site to use

Cookie options
Required for the website to function and cannot be disabled.
Improve your experience on the website by storing choices you make about how it should function.
Allow us to collect anonymous usage data in order to improve the experience on our website.
Allow us to identify our visitors so that we can offer personalised, targeted marketing.
Save preferences