Кружение сил неразумия: Влад Кульков

23 Марта - 30 Апреля 2012

«В этих картинах мы видим, конечно же, рассказанное на разные лады сотворение мира с чистого белого листа — это длительное движение какого-то мифологического змея-прародителя, выписывающего кольца и оставляющего следы от их сокращений» 

 

Павел Герасименко арт-критик

Влад Кульков – молодой художник, последовательно разрабатывающий традицию абстрактного экспрессионизма. Такое обращение к традиции свойственно современной культуре, трансформировавшей «вечное возвращение» Ницше в идею культурного плюрализма. Кульков проделывает свой путь, осуществляя возврат не через внешнее подобие с тем или иным историческим материалом, а через его «язык» описания. Так художник обращается, например, не к работам Арчила Горки или Виллема де Кунинга, а к тому, что стало источником вдохновения для нью-йоркской школы. Совершая свое «Путешествие в мир образов», Кульков балансирует между абстракцией и узнаваемыми образами, оставляя на этом пути биоморфные «отпечатки», причудливые маски и рожицы. Его образы порождены тем, что Андре Бретон когда-то назвал чистым психическим автоматизмом.  

 

Главным средством для Влада Кулькова является рисунок, даже, если он занимается живописью или объектами. Рисование для художника – это мета-медиа, своего рода «автоматическое письмо», открытое сюрреализмом и породившее спонтанность абстрактного экспрессионизма, который ему так близок. Кульков рисует не только на бумаге, но и на холсте, зачастую оставляя незаполненными фрагменты белой загрунтованной поверхности. В его живописи сосуществуют два независимых пространственных слоя. В одном случае это полупрозрачный красочный фон, как будто холст, окрашенный через цветное стекло, в другом – клубящиеся «облака», пролетающие через картину. Поверх этого небесного ландшафта нанесены рисунки масок, «рожиц», человечков, напоминающих об идеографическом письме, столь ценимом Барнетом Ньюманом. Живопись для художника - это письмо, непрерывно длящееся.  Персонажи, напоминающие будь то о традиционной культуре индейцев или о граффити, могут переходить с одно холста на другой, с одного альбомного листа на следующий. Живопись – это язык, который нельзя прочесть по слогам, и находящийся на грани узнавания/неузнавания.


Язык – главный персонаж последнего проекта Кулькова. Название выставки позаимствовано художником из статьи Жака Деррида «Когито и история безумия», посвященной книге Мишеля Фуко. В этом тексте Деррида демонстрирует противоречие замысла Фуко описать безумие языком разума, которому он противопоставляется. Книгу Жака Деррида «Письмо и различия» художник взял с собой в Мексику, куда отправился для изучения традиционной культуры индейцев. Ткань текста, ткущего языковое пространство, вплетается в мир образов древних календарных ритуалов и случайных парейдолий, распознаваемых художником в мексиканских пещерах. Можно сказать, что обращаясь к абстрактному экспрессионизму, иероглифическим знакам древних индейцев, истории безумия, деконструкции, художник отвергает Когито модернизма, породившего представление о языке живописи. Делая круги, он заново описывает это «кружение «сил неразумия» вокруг Когито».