-
Выставочный проект называется «Над Водой». Над водой — это там, где можно дышать, а не захлебываться, где можно летать или парить. Мне хотелось средствами духа времени, современного искусства как языка, приблизиться к духу вечности.«Я хотел создать пространство на границе чуда и смысла. Творчество — это движение к непостижимому, и чтобы что-то понять, нужно уметь изумляться. Эта выставка — песня о Логосе, своего рода благодарность Богу и ближнему, ведь без зрителя никакое произведение искусства несущественно».Денис Патракеев, художник
-
-
-
Проект «Над водой» — первый выход художника к публике за шесть лет. Он стал итогом большой внутренней работы, опытом веры, неразрывно связанной с творчеством и находящей в нем свое особое преломление. Выраженное метафизическое начало всегда сопутствовало его практике как художника. Но именно в этом проекте последовательно проведены идеи соотнесения природы, человека и Бога в формах, имеющих сквозной символический характер, связывающих художественное и богословское постижение мира воедино.Скульптуры Дениса Патракеева невесомы — они не изображают предмет, но скорее обозначают его незримый след, присутствие в каждом миге иного плана бытия, чье обнаружение и пытается выявить художник. Легкая литая форма гомогенна и текуча — в ней есть нечто от пойманных в объектив движений водных струй и капель в состоянии полета, чьи очертания имеют естественные обтекаемые формы, существование которых эфемерно. Работая на точных и тонких минималистических формулировках форм художник тем самым предельно внимателен к каждому жесту — и если попытаться перевести его скульптуру на язык тела, то мы получим то, что греки называли калокагатией, в данном случае могущей быть понятой как обретенное душевное равновесие, гармонию и ясность. При том, что саму природу его пластики здесь нельзя понять как статичную — это живой, подвижный характер текучих форм, находящихся в процессе изменений, метаморфоз – но лишенный драматизма и борьбы.Глеб Ершов, куратор, искусствовед
-
-
СКУЛЬПТУРА «НАД ВОДОЙ»Искусствовед Глеб Ершов сравнивает образ скульптуры с книгой, страницы которой пронизывает золото мысли, изложенной в ней. Так, по мнению художника, устроен и видимый мир природы. В каждом его элементе проявляется единый почерк Творца. «Русла рек напоминают вены на руках, тропинки — ручьи, а дождь — слёзы. Речь льется, как вода, и смех звенит, как ручей, мысль легко парит, а ледяное сердце — жестко», — говорит Денис.
Бронзовые потоки создаются художником по форме ручьев и проталин. В основу образа из скульптуры лег слепок, сделанный зимой на поверхности реки Свирь. Денис разжег костер на глади толстого льда. При нагревании в ней начали появляться живые формы, которые были зафиксированы в силиконе, а позже воссозданы в пчелином воске и бронзе. Денис называет эту практику актом сотворчества человека и природы, для которого художник лишь создает условия. -
-
СКУЛЬПТУРА «КРУГ ВОДЫ»Эта работа — своего рода коан, указующий на парадокс, заключенный в самой ее форме — а именно невозможности существования водной материи в виде венца, и в тоже время точности самой метафоры — круга, указующего на обтекаемость, как непреложное ее качество. Золотой венец бегущего ручья парит, отражаясь в окоеме водной глади, венчая ее своим сиянием. Отсутствие гравитации привносит в восприятие скульптуры ощущение чуда, когда удается поймать ту неуловимую изменчивость живой формы, которая сама по себе и представляется драгоценностью. По сути перед нами запечатленный след колебательного движения не самой воды, но пространства, созданного путем вычитания этой формой. «Круг воды» инсталлирован так, что само пространство обретает иное дыхание и наполняется переживанием таинства.Глеб Ершов, куратор, искусствовед
-
На этом же диалоге с пространством построена и другая работа — своего рода антитеза темы круга, где тот же стремительный поток бегущего ручья не свит в хорус, но разомкнут и взвинчен подобно гигантскому воздушному змею, слетающему с неба на землю. Сверкающий золотой поток продет сквозь камень и прошит лучом копья в самом своем средокрестии: это сопряжение разных типов форм — природной, органической и искусственной знаменует выраженное здесь символическое начало. Золотые круги, отлитые в форме диска, также взаимодействуют с дикими камнями в серии скульптур, рассекая их пополам и крест-накрест. Найденные камни вкупе с золотыми нимбами-орбитами приобретают планетарный масштаб, уподобляясь космическим телам с иным пространственным и временным измерением.Глеб Ершов, куратор, искусствовед
-
Финальной точкой экспозиции становится небольшое отверстие в стене, из которого исходит свет. При приближении звуки волн становятся всё громче…
-
-
На видео сын художника плещется в волнах и постепенно выходит на берег — навстречу к зрителю. Этот образ становится метафорой возвращения человека к себе изначальному — внутреннему ребёнку и глубинным воспоминаниям.
-
-
ПОДРОБНЕЕ О ХУДОЖНИКЕ