Временное касание

12 Мая - 6 Июня 2018

«Временным касанием» Устина Яковлева структурирует хаос разобщенности человека с миром вещей, современности и доисторической эпохи, разума и интуиции

 

Анастасия Скворцова, арт-критик

«Временное касание» — персональный проект художницы Устины Яковлевой. Особое мифотворчество художницы, «вытканное» из памяти и хаоса, преображенных и переработанных при помощи различных медиа — попытка вернуть зрителя к мифологическому сознанию в наш прагматичных цифровой век.
 
Объединив живопись, графику и объекты, созданные художницей в разные годы, выставка демонстрирует, что струящиеся линии абстрактных изображений и загадочные существа некого подводного мира рождены одной мета средой. В этом воображаемом пространстве сходятся сновидения, мифы о сотворении мира, народные сказания, мистические ритуалы, дикая природа и современное искусство. Покинув родную среду хрупкие объекты, хранящие память кропотливого ручного труда, сообщают внешнему миру драгоценность времени как главного человеческого ресурса. Временные потоки подобны воде, дающей жизнь всему живому на Земле.
 
Для Устины процесс создания искусства приравнивается к медитативной практике. Каждый штрих и каждый стежок  продолжение экспрессии движения тела. Сотканные из выразительных линий и звенящих цветных пустот монументальные по своему решению, холсты, растекаются торжеством вдумчивого усердия над рутиной повседневности. Одновременно и вышивка становится развитием графической техники, вышедшей в объемное измерение. Используя орнаментальный рисунок и бисероплетение, художница сближается с архаическими опытами создания культовых объектов. Она ищет вдохновение в природных формах, изучает предметы быта и костюмы древних народов, ритуальные артефакты. Созданные из шелковых нитей и блестящих бусин сказочные моллюски и медузы отсылают к мужскому и женскому началу, возвращая зрителя в мифологическое сознание. Таким образом этнографические наблюдения, пропущенные сквозь призму взгляда художника, переплетаются с личным опытом и мистическими кодами понимания мира, конструируя новый художественный язык. Построение новых форм в нем основано на визуальной и тактильной памяти.