Внутренние комнаты

17 Сентября - 19 Октября 2014

Новый проект Ивана Плюща посвящен проблеме бессмертия души и тела. Подвижные тела выполнены в традиционной для него манере «утекающей живописи». Они устремлены к неизменности, желая стать вечными механизмами с легко заменяемыми деталями. А невидимые души взыскуют остановки и покоя. Неразрывно связанные с телами, они стремятся осознать себя, отделить пластическую сущность тел от пространственных условий, в которых они оказались. Однако плотные материальные тела неуклонно тянут души с собой сквозь время. Они менее долговечны, чем души, а потому спешат к самораспаду. И нет крепости тела без крепости души.

 

Художник выстраивает в галерее сквозное, но вместе с тем обрывочное повествование о постоянстве и нестабильности этой деформации. Его странные псевдотелесные образы выходят из-за углов обыденных комнат, возникают в просветах угловатых проходов, украшенных иллюстрациями в рамах, «картинами в картинах». Кажется, что это лишь тени персонажей, слепки их душ, туманные отголоски размытых индивидуальностей, бывших когда-то полноценными личностями. Или же, напротив, перед нами некое макабрическое окукливание душ будущего, лишь устремленных в сферу жизни, и они вот-вот покинут свои многоугольные картонные каморки с уютными обоями, говорящими о легкости внешне беспечной жизни и нетребовательного комфорта? «Картины в картинах» вроде бы обещают разгадку, но требуют дополнительного исследования, а потому ответ не приходит.

 

В короткометражном фильме Питера Гринуэя «Внутренние комнаты» обыденность персонажей, снятых в ванных комнатах своих квартир, повествует о самом сокровенном месте, где наедине сами с собой и со своими близкими они могут смыть маски и восстановить гармонию души и тела. Внутренние комнаты в новой серии работ Плюща напротив антибуржуазны, переходны и безысходны. Даже здесь, в затаенных уголках своих обиталищ, его персонажи не могут найти покоя, не могут остановить внутреннее смятение. Внешняя среда застигает их врасплох и в укрытиях, смотрит на них из-за каждого угла, давит из рисунка обоев, напоминает о себе с чуть криво висящей картинки. Повсюду, словно эпидемия, их настигает — цивилизация. Ее технологии репродуцирования гарантируют им бессмертие тел, но за ним стоит унылая клишированность существования душ.

Дмитрий Озерков