Фрэнч Тач – Туш Амэрикэн: София Петипа

21 Декабря 2010 - 15 Января 2011

Термин The French Touch  -  «французское прикосновение» - принят для обозначения влияния французской культуры на мировую, однако распространение он получил на английском – языке международного общения. Созданное по аналогии французское выражение La Touche Americaine – «американское прикосновение» - описывает процесс, протекающий в обратном направлении, влияние американской культуры на Францию. Взаимодействия франко-европейской самобытности и англо-американского глобализма – вопрос сложный. Споры вокруг этого феномена ведутся до бесконечности. Совместная выставка художницы Софии Петипа и команды художников-граффитистов оказывается в этом информационном поле и наглядно представляет решение этой проблемы современными французскими авторами.

 

Француженка София Петипа довольно долго жила в Америке. Трагические события 11 сентября стали для нее эмоциональным потрясением и перевернули сложившиеся представления о мире. Это изменение главной темой вошло в ее творчества. Случайно найденный на улице старый флаг помог найти фактическое воплощение идеи. Софи Петипа собирает старые, отслужившие службу флаги и дает им вторую жизнь в искусстве. Учитывая особую роль флага в повседневной ритуальной жизни американцев, этот жест граничит с кощунством. Американская традиция предписывает изношенные знамёна не выбрасывать, а уважительно утилизировать, например, в огне, но, естественно, не публично. София предложила альтернативу, саму по себе являющуюся художественным актом.

 

Когда-то классик поп-арта Джаспер Джонс уже сделал флаг США самостоятельным объектом искусства: на одной из самых известных его картин изображены увеличивающиеся в геометрической прогрессии американские стяги. Софии же использует знамя как холст, превращая его в живописное поле. Сама структура звездно-полосатого флага трансформируется, полотнище покрывается грунтом и красками, обыгрываются уже полученные загрязнения и повреждения, крупными стежками зашиваются дырки. 

 

На символе американской государственности проступают символы классической американской культуры. Статуя Свободы, Микки Маус, звездная Мэрилин Монро и культовый Джеймс Дин, «король» Элвис, кадры из копполовского «Крестного отца»… Художница питается мощной традицией поп-арта и подчеркнуто обращается к творчеству Энди Уорхола. Его образ София тоже помещает на картины, вписывая в ряд объектов, которые он сам изображал, и продолжает эту линию героями «пост-уорхоловского» периода. 

      Хотя художница и смотрит на Америку изнутри, но это взгляд представителя другой культуры. Перебирая чужие пахнущие нафталином штампы, она рассказывает свою историю. Тут нет голой политики, положительных или отрицательных оценок, все старые представления отпали и отложены, как «юзаный» флаг. Это уже и не про Америку, и не про америкоцентризм,  а про весь изменившийся мир, по привычке ностальгирующий по прошлым годам, так и не успев заметить, что его давно перекрасили и заштопали. Такое типично европейское ощущение времени! 

 

Выступившие в тандеме с Софией представители французского стрит-арта тоже тесно связаны с американским искусством - и не только «прикосновением», но и корнями. Уличное искусство граффити родилось в недрах нью-йоркской хип-хоп культуры.  Но теперь «райтеры» не только «бомбят» по улицам «нелегальные стены», но и пишут на холстах. Хотя баллончики с краской и маркеры на тонкие кисточки не поменяли. Такое искусство скорее можно назвать «пост-графити». Французские пост-граффитисты используют все стили - от простых «надувных» элементов Oldschool до сложных комбинаций Newschool, узоров Wild Style, трехмерности и концептуального рисунка. Они приближаются к традиционной живописи, обращаются к политическим плакатам и к комиксам (рисованные истории во Франции пользуются особой популярностью и любовью), а также заимствуют фантастические и самурайские мотивы из японским аниме -  некоторые даже подписываются, как традиционные японские художники, красной печатью. Но они французы, с истинно французским отношением к роли Художника, поэтому особой темой их творчества стало осмысление самого искусства граффити. Граффитизмы венчаются золотыми коронами, как все пересчитанные Людовики, «Портрет граффитиста-райтера» пишется в духе «Портрета художника», а аллегорические картины о сути творчества показывают, как из баллончика с краской рождаются причудливые миры.

 

Получается, что даже тогда, когда актуальные французские художники, оказавшись в современном космополитическом арт-пространстве, используют язык американского искусства, ставший повсеместно узнаваемым и универсальным, как английская речь – даже тогда европейская интеллектуальная традиция дает о себе знать.

Артем Магалашвили