-
«Мотылёк и летучая мышь летят на свет» — художественный проект, повествующий о Другом с точки зрения человека и животного. Художника интересует граница между «своим» и «чужим», а также механизм появления этой оппозиции в человеческом сообществе как на социальном, так и на физическом уровнях. Как следует из названия проекта, отправными точками для художественного исследования становятся образы мотылька и летучей мыши. Животный мир выступает как метафора процессов внутри человеческого сообщества и репрезентирует самодостаточный, но при этом хрупкий мир Другого.
-
-
-
-
Главный герой и одновременно один из самых загадочных образов в проекте — это андрогинный обнажённый персонаж, которого играет сам художник. Он представляет собой квинтэссенцию Другого в виде небинарного и агендерного существа, которое не может определить свою идентичность. Рождаясь из полупрозрачной плевры внутри клетки зоопарка, это создание обречено находиться в пограничном состоянии поиска. Оно не способно идентифицировать свои признаки, так как всю жизнь находится в маске. На протяжении проекта персонаж пытается понять кем или чем он является: животным или человеком, женщиной или мужчиной, ребенком или взрослым и т.д. В своих поисках оно ведет себя как хрупкое и невинное существо, которое всё никак не может обнаружить себя.
-
Большая часть видео, которое присутствует в экспозиции, была снята в швейцарском зоопарке Papiliorama. В начале 2021 года Илья стал участником резиденции для художников в Швейцарии, во время которой он собирался начать новый художественный проект про эвтаназию. Однако из-за пандемии COVID-19 реализация этого проекта стала невозможной. Тогда Илья вспомнил историю своей подруги из Парижа и обнаружил зоопарк недалеко от города, где он проживал. Это оказался один из самых больших зоопарков в Европе, где были искусственно воссозданы различные условия обитания животных, а также присутствовали два огромных сектора: один — посвященный мотылькам и другим насекомым, а другой — ночным животным, в том числе, отряду рукокрылых и крыланам. Во время пандемии зоопарк был закрыт для посетителей, поэтому Илье разрешили провести съёмки на территории. «Зоопарк открыли только для меня, — рассказывает Илья, — сотрудники сделали мне тур и потом ушли, оставив меня там одного. Я один бродил по зоопарку. Мне кажется, это был самый счастливый момент за последние 2 года».
-
-
Один из залов экспозиции стал тотальной инсталляцией «Вольер для трансформации». В комнате присутствует металлическое, отполированное кресло, которое, с одной стороны, отсылает к медицинскому дискурсу, напоминая то ли гинекологический стул, то ли операционный стол, а с другой, само по себе похоже на несуразное существо насекомоподобного вида. В этом кресле находятся перформеры, которые существует в состоянии поиска. Их пластика перекликается с движениями насекомых и предполагает обращение к непостижимому опыту животных. Перформеры воспроизводят три стадии развития мотылька: гусеница, куколка и имаго. Но они находятся в пограничном состоянии: уже не человек, но ещё не насекомое. Танцовщики переживают процесс превращения из человека в насекомое и живут в вольере трансформации, при этом никак не взаимодействуя со зрителями — между ними существует незримая стена.
-
Поэтика синего цвета в экспозиции и видео отсылает к вышеупомянутым экспериментам с летучими мышами, а также напоминает нам видеосъёмку с камер ночного видения. Зрение насекомых смещено в фиолетовую область спектра, как если бы они видели мир в холодных оттенках. Синий цвет в экспозиции проводит аналогию со зрением ночных животных, мотылька или летучей мыши.
-
-
Центральной работой проекта является одноимённая трёхканальная видеоинсталляция, в которой соединяются все истории, рассказанные выше. По-сути, это видеоэссе художника, повествующее о Другом в межвидовом аспекте. Илья рассматривает идею слияния нечеловеческого животного и человеческого Другого с целью демонстрации механизмов конструирования «инаковости» в животном и человеческом мирах. Под Другими внутри человеческого сообщества подразумеваются индивиды и социальные группы, которые были исключены из конвенционального общественного строя и угнетены: сексуальные и гендерные меньшинства, люди, выделяющиеся по своему внешнему виду или поведению, странные, не такие, как все, а также расовые и этнические меньшинства.
-
Андрогинное существо в маске рождается в зоопарке и переживает странные трансформации, встречаясь с мотыльками, которые присутствуют на видео как в физическом виде, так и в метафорическом посредством танцоров. Хореография в проекте становится обращением к непостижимому опыту животных. Трое перформеров демонстрируют различные состояния превращения мотыльков, используя дополнительные предметы, изображая усики, лапки и хоботки насекомых. Один из них исполняет танец vogue, жёсткая и быстрая хореография которого напоминает движения насекомых. Более того, это танцевальное направление напрямую связано с Другим в контексте гендерной тематики. Vogue изначально был танцем сексуальных и гендерных меньшинств, так как появился в среде дрэг-квин и афро- и латиноамериканских геев, которые копировали позы моделей из модных журналов.
-
-
-
МОТЫЛЁК И ЛЕТУЧАЯ МЫШЬ ЛЕТЯТ НА СВЕТ: ИЛЬЯ ФЕДОТОВ-ФЁДОРОВ
Past viewing_room