Сюрприз Контейнер: Анна Андржиевская

15 Марта - 12 Мая 2024
  • Лунная призма освещает путь женщине с собачкой. Патриархат больше не в моде.
    Лунная призма освещает путь женщине с собачкой. Патриархат больше не в моде.
  • Визуальный язык Анны Андржиевской рисует постапокалиптический фантазийно-галюциногенный мир, где невозможное — возможно, а несочетаемое — сочетаемо. Странствуя между мирами и жанрами, она работает как с живописью, так и с графикой, объектами и инсталляциями, хэппенигами и перформансами как в реальном, так виртуальном пространстве.
    Любимые персонажи тоже часто кочуют из одной работы в другую, как, например, её верный тёмный рыцарь — пёс Фрутси. Эстетика видеоигр в декорациях Иеронима Босха с его иконографичностью на грани абсурдности, детализированностью и нагромождённостью параллельными сюжетами, превращает выставочные проекты Андржиевской в бесконечный сериал, эпизоды которого можно смотреть в любом порядке.

     

     

  • «Сюрприз-контейнер» — это ребус-загадка, ключ от которой потерян. Инсценировка научного открытия превращает выставку в полноценный сайенс-фикшн, а стерильный белый куб галереи — в лабораторию, открытую для зрительских интерпретаций. По легенде, капсула со следами неведомой цивилизации из параллельной вселенной таинственным образом попала в наш мир после страшной катастрофы. Здесь, недалеко от места, где родилась художница, в тектоническом разломе вблизи Уральских гор, капсулу случайно обнаружили учёные-парагеологи. В интерпретациях смешивается уральская хтонь и серебристость, пермский период и культурный проект. И всё же игра, затеянная Андржиевской, оставляет больше вопросов, чем ответов. 

     

    КТО ОТПРАВИЛ ЭТУ КАПСУЛУ И ЗАЧЕМ? ЧТО СЛУЧИЛОСЬ В ПАРАЛЛЕЛЬНОМ МИРЕ? И ГЛАВНОЕ, ЭТО УГРОЗА ИЛИ ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ?

     
     
     
  • На экспозиции нас встречает старый, до боли знакомый советский сервант, в котором наши бабушки хранили и собирали самое ценное, чайные...

    На экспозиции нас встречает старый, до боли знакомый советский сервант, в котором наши бабушки хранили и собирали самое ценное, чайные сервизы и хрусталь. Хрупкий мещанский рай, перестроенный под кукольный домик. По закону жанра, четвёртая стена отсутствует, и мы видим, что внутри — небольшие скульптуры и объекты, а также атрибуты персонажей работ Андржиевской. Выставленные напоказ, они ждут своего часа, как сервиз ЛФЗ — торжественного чаепития. 

  • Роль слона в посудной лавке здесь играет огромная бутафорская пушка, кокетливо прикрытая ажурной салфеткой. Прототипом инсталляции стала реальная Царь-пушка из...
    Роль слона в посудной лавке здесь играет огромная бутафорская пушка, кокетливо прикрытая ажурной салфеткой. Прототипом инсталляции стала реальная Царь-пушка из коллекции Музея пермской артиллерии. Это музей под открытым небом, представляющий всё разнообразие военной техники, которую производили и продолжают производить на «Мотовилихинских заводах»: от Царь-пушки ХIХ века до ракетной системы залпового огня «Град». Говорят, в отличие от московской Царь-пушки, пермская могла стрелять, но в реальных военных действиях её не использовали. Она — предмет гордости и элемент устрашения, который не спрячешь под салфеткой и не сделаешь предметом домашнего интерьера. Оружие остаётся оружием.
  • Живописные полотна на выставке, вместо привычного событийного хаоса и карнавала, в этот раз объединены сюжетной линией и чётко центрированной композицией:... Живописные полотна на выставке, вместо привычного событийного хаоса и карнавала, в этот раз объединены сюжетной линией и чётко центрированной композицией:...
    Живописные полотна на выставке, вместо привычного событийного хаоса и карнавала, в этот раз объединены сюжетной линией и чётко центрированной композицией: глаза не разбегаются, все смотрят на казнь и оплакивание Сосисочки. Во время работы над серией художница вдохновлялась сценами пыток, публичных казней и массовых экзекуций из истории классического искусства. Здесь угадываются странствия Вергилия и Данте по кругам Ада, а также казнь Марии Антуанетты и Людовика XVI. Как нежное, розовое, бескостное, фаллическое существо оказалось на эшафоте — история умалчивает. Возможно, так, абсурдно и нелепо, могла бы выглядеть идеальная смерть патриархата. Если приглядеться, можно заметить, как над головами Данте и Вергилия сияет Лунная Призма из «Сейлор Мун» — культового анимационного сериала 1990-х, на котором выросло целое поколение феминисток и активисток. 
  • Экспозицию продолжает серия фотографий с участием оживших персонажей, путешествующих по параллельному миру после катастрофы. Всех их сыграла сама художница. Эксцентричные герои обнаруживают себя заброшенными в пустынные полуруинированные пейзажи в духе фильма «Дюна».
  • Кульминацией выставки стала «Танцплощадка», на которой мы встречаем уже знакомых персонажей, надломленных, но продолжающих двигаться в такт странной музыке. Атмосфера немного напряжённого веселья напоминает то ли пир во время чумы, то ли вечеринку в пандемию —–  все вместе, но на разных экранах. Более того, каждый может присоединиться к танцу на костях уходящей эпохи.

  • Марина Пугина, 
    независимая кураторка и исследовательница

  • Анна Андржиевская, Cowboy Currant | Ковбой-смородина, 2021