Anna Nova Gallery
Skip to main content
  • Menu
  • художники
  • выставки
  • ярмарки
  • store
  • О галерее
  • Контакты
  • RU
  • EN
Menu
  • RU
  • EN

Сюрприз контейнер: Анна Андржиевская

Прошедшие выставки exhibition
15 Марта - 26 Мая 2024
  • Overview
  • Фото экспозиции
  • Works
  • Публикации
  • Кураторский текст
Сюрприз контейнер, Анна Андржиевская
Поделиться
  • Facebook
  • X
  • Pinterest
  • Tumblr
  • Email
Визуальный язык Анны Андржиевской рисует постапокалиптический фантазийно-галлюциногенный мир, где невозможное возможно, а несочетаемое удивительным образом совместимо. Странствуя между мирами и жанрами, художница работает с живописью, графикой, объектами, инсталляциями, хэппенигами и перформансами как в реальном, так и в виртуальном пространстве. Любимые персонажи тоже часто кочуют из одной работы в другую, как, например, её верный тёмный рыцарь — пёс Фрутси. Эстетика видеоигр в декорациях Иеронима Босха с его иконографичностью на грани абсурдности, детализированностью и нагромождённостью параллельными сюжетами, превращает выставочные проекты художницы в бесконечный сериал, эпизоды которого можно смотреть в любом порядке.
 
Свою персональную выставку в галерее Anna Nova она игриво назвала «Сюрприз-контейнер», наполнив её работами в разных жанрах и техниках, созданными за последний год, после переезда из Петербурга в Барселону. Теперь уже сложно оценить, насколько традиция карнавальной культуры Испании повлияла на ранее сформировавшийся стиль. Ведь сюрреалистичный праздник плоти, где в одном месте встречаются черти и ангелы, монахи и призраки, полулюди и полуживотные, чтобы посмотреть на похороны сардины, парад кроватей или апельсиновые баталии, так отзывается разгульно-хулиганскому настроению ее работ.
 
«Сюрприз-контейнер» — это ребус-загадка, ключ от которой потерян. Инсценировка научного открытия превращает выставку в полноценный сайенс-фикшен, а стерильный белый куб галереи — в лабораторию, открытую для зрительских интерпретаций. По легенде, капсула со следами неведомой цивилизации из параллельной вселенной таинственным образом попала в наш мир после страшной катастрофы. Здесь, совсем недалеко от места, где родилась художница, в тектоническом разломе вблизи Уральских гор, капсулу случайно обнаружили ученые-парагеологи. В сумбурных интерпретациях смешивается уральская хтонь затерявшихся под землей чудских племен и знаменитый пермский геологический период, герои сказов Павла Бажова и вождь ничевоков. Художница дает ключи, но не раскрывает карты и эта игра  оставляет больше вопросов, чем ответов. Кто отправил капсулу и зачем? Что случилось в параллельном мире? И, главное, угроза это или предостережение?
 

Условно выставку можно разделить на четыре последовательные части по залам, два из которых на первом этаже и два на втором.


В первом нас встречает старый, до боли знакомый советский сервант, в котором бабушки хранили и собирали самое ценное —  чайные сервизы и хрусталь. Хрупкий мещанский рай, перестроенный под кукольный домик, детская мечта из мультфильма «Красавица и чудовище», где стоит лишь отвернуться — и вещи оживут. По закону жанра, четвертая стена отсутствует, и мы видим, что внутри — одушевленные художницей герои-предметы, нарочито  выставленные напоказ, они молча ждут своего часа, как сервиз ЛФЗ — торжественного чаепития. 


Роль слона в посудной лавке здесь играет огромная бутафорская пушка, кокетливо прикрытая ажурной салфеткой с колобками-смайликами. Прототипом инсталляции стала реальная Царь-пушка из коллекции Музея пермской артиллерии. Это музей под открытым небом, представляющий всё разнообразие военной техники, которую производили и продолжают производить на Мотовилихинских заводах: от Царь-пушки ХIХ века до ракетной системы залпового огня «Град». Говорят, в отличие от московской Царь-пушки, пермская могла стрелять, но в реальных военных действиях ее не использовали. Она — предмет гордости и элемент устрашения, который не спрячешь под салфеткой и не сделаешь предметом домашнего интерьера. Оружие остается оружием.

Так в иронично-игровой форме Анна Андржиевская инициирует серьезный разговор об экологическом и гуманитарном кризисе, о проникновении военных конфликтов на уже (не)автономную и (не)безопасную территорию личного, ставшего политическим, покинутого дома — разросшегося до размеров страны-континента, приручении зла на фоне  необратимых последствий катастрофы.

В 2021 году в пермском независимом издательстве Hyle press вышел сборник статей «Оставаться со смутой» с изображением картины Анны Андржиевской на обложке.  В нём основательница киберфеминизма, представительница постгуманизма и нового материализма Донна Харауэй практикует СФ (сайнс-фикшен или спекулятивную фабуляцию): фантасмагорический сторителлинг для выживших на Земле межвидовых гибридов. Она не верит в объективность и ведет предвзятое повествование от первого лица из эпицентра будущей катастрофы, которая уже наступила. Истории, рассказанные ей, существуют на границе жанров и дисциплин, как и работы художницы, ибо это единственный рецепт выживания в мире на ощупь после конца:

«Чтобы оставаться со смутой, нам требуется научиться быть подлинно в настоящем, но не в качестве исчезающей точки между ужасающим или же райским прошлым и апокалиптическим или же спасительным будущим, а в качестве смертных тварей, вплетенных в мириады незавершенных конфигураций мест, времен, материй, значений и смыслов».

 

Парные живописные полотна на выставке вместо событийного хаоса и карнавала, свойственного работам художницы,  в этот раз объединены сюжетной линией и четко центрированной композицией: глаза не разбегаются, все смотрят на казнь и оплакивание Сосисочки. Во время работы над серией художница вдохновлялась сценами пыток, публичных казней и массовых экзекуций из истории классического искусства. Здесь угадываются странствия Вергилия и Данте по кругам Ада, а также казнь Марии Антуанетты и Людовика XVI. Как нежное, розовое, бескостное, фаллическое существо оказалось на эшафоте — история умалчивает. Возможно, так, абсурдно и нелепо, могла бы выглядеть идеальная смерть патриархата. 


Если приглядеться, можно заметить, как над головами Данте и Вергилия сияет Лунная призма из «Сейлор Мун» — культового анимационного сериала 1990-х, на котором выросло целое поколение феминисток и активисток. По сюжету, звездные женщины-воины в матросках каждый сезон спасают мир за мгновение до апокалипсиса, и это вселяет надежду на хороший конец. Стоит отметить, что мужчины-воины в сериале тоже присутствуют, но скорее для красоты, чем для развития сюжета.  Такая расстановка акцентов переворачивает с ног на голову привычную гендерную модель, где мужчины наконец-то передают ведущую роль женщинам.


В мире художницы ещё существует справедливость, и деспотичный тиран заслуживает публичной казни через отсечение головы — кастрацию. Это символический жест свержения власти и конца эпохи мачизма. Изменения требуют радикального — смерти-перерождения, но даже на пороге катастрофы есть надежда — луна в образе Лунной призмы осветит путь заблудшим странникам и за секунду до взрыва этот мир обязательно спасет бесстрашная героиня в матроске.
 

Поднявшись вверх по лестнице, мы выходим к заключительной части выставки, ее  продолжает серия фотографий с участием оживших персонажей картин, путешествующих по миру после катастрофы. Всех их сыграла сама художница. Эксцентричные герои выглядят как межгалактические туристы, обнаруживая себя заброшенными в пустынные полуруинированные пейзажи в духе фильма «Дюна» Дени Вильнёва. Кульминацией выставки стала «Танцплощадка», на которой мы встречаем уже знакомых персонажей, надломленных, но продолжающих двигаться в такт странно-пугающей музыке. Атмосфера немного напряженного веселья напоминает то ли пир во время чумы, то ли вечеринку в пандемию —–  все вместе, но на разных экранах. Более того, каждый может присоединиться к танцу на костях уходящей эпохи.


Марина Пугина, 

независимая кураторка и исследовательница

Related artist

  • Анна Андржиевская

    Анна Андржиевская

Поделиться
  • Facebook
  • X
  • Pinterest
  • Tumblr
  • Email
Назад к выставкам

Join our mailing list

Signup

* denotes required fields


КОНТАКТЫ

ул. Жуковского д. 28, Санкт-Петербург, Россия, 191014

+7 (812) 275-97-62

Режим работы: 

Вт - вс: 12:00 - 20:00

info@annanova-gallery.ru

Telegram

VK

 

 

Youtube, opens in a new tab.
Подписаться на наши новости
Отправить email
Политика обеспечения доступа
Manage cookies
Copyright © 2025 Anna Nova Gallery
Site by Artlogic


Manage cookies
Accept

Cookie preferences

Check the boxes for the cookie categories you allow our site to use

Cookie options
Required for the website to function and cannot be disabled.
Improve your experience on the website by storing choices you make about how it should function.
Allow us to collect anonymous usage data in order to improve the experience on our website.
Allow us to identify our visitors so that we can offer personalised, targeted marketing.
Save preferences