Затерянные миры. Реставрация

19 Февраля - 10 Марта 2010

     Искусство архитектора всегда впереди времени. Архитектурный проект моделирует будущее. Будучи осуществленным, он становится частью материализованной летописи истории человеческой цивилизации. Он стареет вместе с людьми, подвержен разрушению под воздействием времени и разного рода обстоятельств. Искусство фотографа – принадлежит прошлому. Фиксируя действительность здесь и сейчас, фотография,  будучи напечатанной, тут же становится принадлежностью истории. Архитектурная фотография – особый жанр, конвертирующий летопись из камня, стекла и бетона в образы, которые остаются жить в документах, открытках, журнальных картинках, плакатах, рекламных постерах. 

     Личность художника способна сотворить чудо. Творчество Владимира Кукурузы больше, чем фотография. Он вынимает настоящее из прошлого, вернее из его руин, тем самым раскрывая Божественный промысел. Под магическим воздействием его мастерства и таланта обреченное на гибель и уже тронутое распадом возвращается к жизни в каком-то новом качестве, не теряя при этом своей подлинности. Его метафизический мир, где вода неподвижна, воздух прозрачен, а архитектура бессмертна, сродни бумажным проектам Александра Бродского и Ильи Уткина – искусно гравированным архитектурным пейзажам со стеклянной рекой, хранящей память о ХХ веке, призраком Хрустального Дворца, висящим на горизонте городской окраины, россыпью осколков разбившейся гигантской башни, которые складываются в ее тень.

     В фокусе объектива Владимира Кукурузы — самые загадочные и пронзительныепространства Петербурга: Новая Голландия, стадион имени Кирова, замершие,но не сломленные фабричные руины «Красного Треугольника»... Спасая этотисчезающий мир, Кукуруза обнаруживает предметы и смыслы, вытесняемые изнашей действительности, и закрепляет их своей фотографией. Можно сказать, чтоон реконструирует эту «ускользающую красоту»... Его камера беспристрастно фиксирует некогда величественную архитектуру в состоянии упадка... Точнее говоря,он реставрирует этот уже почти утраченный мир, оставаясь правдивым и честным. Приметы былого, попав в объектив его камеры, обретают качество абсолюта и темсамым становятся принадлежностью настоящего. Современность перестает вос-приниматься как трагедия бесконечных утрат; она выстраивается в величествен-ную картину бытия, которая, однако, заставляет вспомнить легенду об Атлантиде.

Ирина Коробьина, куратор выставки

директор Центра современной архитектуры, Москва